Родилась в 1924 году в деревне Лычное Воронежской области.
Воинское звание:
Младший сержант
Из воспоминаний:
«С начала войны завод, на котором работала, перешёл на военное положение и начал выпускать снаряды для фронта. Днём мы стояли у станка, а ночью дежурили на крыше и сбрасывали немецкие фугаски. Вскоре завод эвакуировали в город Ижевск, а я осталась здесь, так как решила добиваться отправки на фронт. Я твёрдо была убеждена, что долг каждого молодого человека – быть на фронте и с оружием в руках защищать свою страну.
И добилась-таки своего: сказала, что я с 1923 года. В 1942 году меня отправили на Западный фронт. В составе Особого разведывательного радиодивизиона прошла всю Белоруссию, Польшу, Германию. В Германии и встретила День Победы, «отметила» его плиткой шоколада, так как пить водку, как это делали закаленные бойцы, я не умела.
По дорогам войны прошла в качестве повара. Главная моя забота — вкусно и вовремя накормить бойцов. Не раз, бывало, сознательно самой себе объявляла голодовку, чтобы лишний кусок достался бойцам.
До сих пор храню характеристику, выданную мне политруком в самом конце войны. В ней сказано следующее: «Младший сержант Иванина (это моя девичья фамилия) Мария Фроловна с 1942 года находилась на военной службе при воинской части Белорусского фронта. За время пребывания в части младший сержант Иванина проявила себя как отличный боец, хорошо освоила свою военную специальность и во всём была примером для сержантского состава. Всегда дисциплинированная, скромная, умела хранить военную тайну, неболтлива, аккуратно и добросовестно несла военную службу».
Долгие послевоенные годы не притупили мою память, и я готова рассказать многое из того, чему была свидетелем на фронте. Вот один случай. Это произошло в Германии, когда война уже шла к концу. После обеда я убирала посуду со столов и вдруг слышу из кладовой стон. Я туда. А там на полу лежит неизвестно откуда взявшаяся старушка, немка. Я, как положено, доложила нашему командиру. А тот строго ответил, что по законам военного времени врага следует уничтожить, и приказал мне и другой девушке отвести
старушку подальше от нашей деревни и расстрелять. Возражать я не посмела: приказ есть приказ, но душа была неспокойна. Кому сейчас, в конце войны, могла навредить больная старушка?»
Награды:
Медали – «За боевые. заслуги», «За победу над Германией».
