Жителям поселка приходится самим решать свои непростые житейские проблемы.
Наталья Цуканова с момента рождения живет в поселке совхоза. Молодая энергичная женщина. На вопрос о профессии, отвечает лаконично: «Мать». В семье растут трое детей. Сложно в наше время воспитывать троих детей. Наталье сложнее вдвойне. У старшего сына ДЦП.
— ДЦП из-за преждевременных родов. Он интеллектосохранный, он учится вот школе по общей программе, правда на компьютере выполняет домашнее задание. Заниматься с сыном приходят учителя домой. Передвигается он с помощью либо моей, либо кто-то рядом находится, либо с костылями. Если нам далеко нужно куда-то идти мы берем с собой ролятор –это как мини коляска. А так желательно, конечно, чтобы он сам ходил. Он у нас хорошо социализирован.
Разные терапии проходим, занимаемся на разных тренажерах. Вот сейчас начали заниматься в аэротрубе. Ну, массажи естественно. Как у всех все в принципе.
— Прогресс в развитии мальчика наблюдается?
— Конечно, он сначала, как он родился, ему поставили диагноз ДЦП и сказали, что он у вас глухой слепой и вообще оставьте его. А я говорю – нет.
Он утром встаёт, завтракает, учителей встречает, занимается провожает. Потом прогулка обязательно, потом тренировка. Перед сном прогулка снова прогулка, а в какой-нибудь день свободный, мы можем сходить в кинотеатр, в музей сходить. Вот сейчас он научился уже у нас, разогревать и наливать себе суп. Для нас – это огромное достижение.
— А в плане дополнительного образования, чтобы вы хотели видеть в поселке?
— У меня вообще вопрос большой. Почему на территории совхоза огромный бассейн. А детей возят на Развилку. Там специальная группа есть. Но нам не очень удобно. Удобней было бы здесь в бассейне заниматься. В совхозном бассейне для нас цены просто неподъемные.
Еще бы я музыку предложила. В Развилке есть музыкальная школа. Я даже с директором этой школы говорила, она сказала: приходите, конечно, попробуем, если у него получится, пожалуйста, будем заниматься. Мы хотели попробовать, но опять же у нас нет времени ездить. В поселке занимались бы без проблем.
Жаль, что в амбулатории закрыт кабинет ЛФК и соляные пещеры. Там все оборудовано весь инвентарь там есть. Там действительно занимались дети. Даня туда тоже ходил и в эту же комнату ходил, где ЛФК занимался. Сейчас ее закрыли. Наверное, по приказу Грудинина, я не знаю, кто там главный (Прим. Амбулатория напрямую подчиняется областному минздраву).
— А в целом для вас и для сына среда в поселке комфортна и доступна?
— Бордюры нам мешают. Хорошо, что нам пандус поставили в подъезде спустя 14 лет. В целом все нравится. Зимой дороги чистые. Прям только снег выпадет – все чистенько. Удобно нам было ходить, конечно. Вот неработающий фонарь во дворе возмущает. Уже два месяца не работает. Вчера ходила в УК, написала заявление. Сказали: мы этим не занимаемся, но мы передадим ваше заявление совхозу. Я говорю: хорошо. Не думала, что отремонтировать фонарь, такая большая проблема. А мы из-за этого вынуждены с фонариком передвигаться.
— Как вы относитесь к ситуации, когда часть жителей поселка выступила против Грудинина?
— В принципе слышала. Прям какие-то совсем такие вот темы, кто кого там обокрал, обманул, я не в курсе. Я лично с этим не сталкивалась.
. Я понимаю, что за Грудинина только те, кто недавно переехал в совхоз. Кто не знает, что с самого начала происходило в совхозе.Им никто плохого не сделал, у них все хорошо.Почему бы им не быть за? Вот они и за Грудинина. Остались те местные и не мало их, у кого действительно обиды есть. Обиды на несправедливость. То на пенсию за несколько недель буквально, выгнали или попросили уволиться. Вот такие вот истории я слышала. Хотя человек мог буквально доработать и получать те же пособия или выплаты, еще какую-либо помощь получать.
— А как жители в поселке относятся к тому, что у мальчика есть определенные проблемы?
— Нам говорят, какие вы молодцы, что не прячете сына. Я в таких случаях отвечаю: «Чем он такой особенный, что его нужно прятать. Я знаю еще троих детей с такими же проблемами. Родители редко выходят с ними на улицу. Боятся обсуждения. Я не знаю, что у этих родителей в голове. Они, наоборот, должны как-то детям помогать. А они боятся и закрываются, стесняются, я не знаю. Мы должны дать нашим детям будущее.
В поселке проживает порядка двадцати детей с ДЦП. И этим детям, как говорит Наталья Цуканова, надо дать будущее. Задача не только родителей, но и общества. В поселке по силам создать комфортные условия для жизни детей и родителей: безбарьерная среда, бесплатные кружки и секции. Нужно всего ничего. Быть отзывчивым человеком.